Была бы честь

Была бы честь

Вторая половина XIX века. Дворянин Петр Яковлев (Петр Федоров) возвращается в Петербург после долгой жизни в Европе и в компании некоего барона становится профессиональным дуэлянтом, стреляющимся на поединках вместо менее опытных представителей высшего света. За короткий срок от его руки гибнут несколько записных бретеров — их имена поставляет Яковлеву таинственный заказчик. Однако у стрелка, которого загадочным образом не берут пули, есть и собственные счеты — к влиятельному негодяю, разорившемуся графу Беклемишеву (Владимир Машков).

«Дуэлянт» — безусловно, самый громкий фильм второй половины года и при этом самый, пожалуй, рискованный из продюсерских проектов последнего времени.

Перспективы патриотического «Сталинграда» или вольного ремейка «Экипажа» относительно понятны, авантюрного кино про век позапрошлый — куда как менее очевидны. Однако интерес к советскому прошлому у зрителей понемногу иссякает, а само по себе обращение к войне или «оттепели» уже не гарантирует кассу и рейтинг. В этом контексте «Дуэлянт» — первая уверенная попытка поиска нового художественного пространства. И если кассовые успехи этого путешествия покажет время, то о художественных вполне можно говорить уже сейчас.

Во-первых, если разобраться, в новом российском кино почти не отрефлексирован XIX век — опыты типа «Ржевского против Наполеона» или «Уланской баллады» вспоминать все-таки совсем стыдно. «Дуэлянт» моментально напоминает, что именно из времени действия картины ведет свою родословную современная русская культура. В то же время для кинематографа тут непаханое поле — как с визуальной, так и с концептуальной точки зрения. Собственно, именно внешность «Дуэлянта» и завораживает при первом знакомстве. Черная грязь под колесами бричек, бесконечный дождь, какая-то вечная стройка — такого Петербурга в русском кино еще не видели. Вопреки ожиданиям, он не слишком напоминает задорный стим-панк гайричевского «Шерлока Холмса», скорее психоделическую готику «Видока». Это пространство, которое хочется рассмотреть внимательнее, которое живет по своим законам, а не подчинено сюжетной линии или объективу камеры.

То же касается и собственно истории — и это уже полностью заслуга постановщика Алексея Мизгирева, который пришел в большое кино прямиком из конкурса «Кинотавра».

Предыдущие три фильма автора были довольно разными по форме обращениями к одной и той же теме. Герои «Кремня», «Бубна, барабана» и «Конвоя» — люди, отчетливо не умещающиеся в рамках современного мира. У них на уме не карьерный рост и буржуазный уют, а какие-никакие принципы и проклятые вопросы. Именно поэтому они не чувствуют боли («Конвой»), поэтому их не берут пули (до «Дуэлянта» такой особенностью обладал герой «Кремня»). Уход Мизгирева в прошлое в этом контексте совершенно логичен: во времена Достоевского душевные метания были в порядке вещей, а честь была законодательно зафиксированным понятием.

Владимир Машков в «Дуэлянте»

Нон-стоп Продакшн

Владимир Машков в «Дуэлянте»

Все это дает картине совершенно другой тип напряжения. Это не боевик со стрельбой, пресловутый саспенс здесь достигается тщательно выстроенными мизансценами, зловещими нижними ракурсами, тем, что герои больше недоговаривают, чем говорят. Формат IMAX здесь не дань моде, а метод погружения зрителя в кропотливо придуманный мир, который сам по себе завораживает и гипнотизирует.

Вместе это складывается в главную удачу и самую рискованную черту фильма.

«Дуэлянт» — это, что называется, авторский блокбастер — возможно, первый российский опыт в подобном жанре. В контексте продюсерских проектов Александра Роднянского у этой картины куда больше общего с «Левиафаном» Андрея Звягинцева, чем со «Сталинградом» Федора Бондарчука. «Дуэлянт» убедительно доказывает, что взрощенные «Кинотавром» молодые режиссеры заслуживают права на большое кино. Оно совсем другое, в нем совершенно нет расчета на то, чтобы слепо копировать голливудские образцы.

Напротив, оно ближе к диким, но знаменательным опытам молодого российского кино начала 90-х вроде «Упыря» Сергея Винокурова или «Окраины» Петра Луцика.

Как и в тех фильмах, здесь чувствуется самобытность, есть заявка на собственный киноязык, на отдельную ДНК. Разница с картинами 20-летней давности в то же время в том, что возрос уровень формального мастерства. Герои Мизгирева говорят рублеными фразами, а монтаж скрадывает целые куски событийного ряда, но эта разорванность не от неумелости, она работает как прием.

«Дуэлянт» отказывается держать своего зрителя за идиота, нуждающегося в разжевывании мельчайших деталей, берет его в компаньоны увлекательного и немного опасного путешествия. И теперь вопрос лишь в том, насколько российский зритель готов к такому отношению.

Потому что если подход окажется рентабельным, то это может подтолкнуть российское кино к долгожданному обретению собственной идентичности.

Впрочем, Роднянский уже занят подготовкой к съемкам фильма «Девятая», действие которого развернется в придуманном и построенном им с Мизгиревым Петербурге.

14:30

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Последние статьи
Мужчина пригласил детей-попрошаек в ресторан, и реакция заведения его сильно удивила
Ахилеш Кумар - мужчина с благородным сердцем.Даже обычный ужин может стать тем знаковым событием, которое навсегда изменит отношение к жизни и окружающим людям. В подлинность истории, которая приключилась с Ахилешем Кумаром однажды вечером в ресторане, ...
5 лет без Марины Голуб: Роковые совпадения, которые привели к трагической	 гибели известной актрисы
Актриса театра и кино Марина Голуб. Фото Алексея Никишина | Фото: kino-teatr.ru10 октября 2012 г., не дожив двух месяцев до 55-летнего юбилея, ушла из жизни замечательная актриса театра и кино, телеведущая, заслуженная артистка России, народная любимица ...
Материнский подвиг: Чтобы спасти своего третьего ребенка, женщине пришлось рожать при свете телефона
Клейр пришлось рожать при свете от телефона.Мамы готовы для спасения своих малышей абсолютно на всё. Когда приближаются роды каждая женщина надеется что муж поддержит морально, а медицинский персонал сделает всё возможное для обеспечения безопасности ...
Как русский живописец Василий Верещагин предсказал ужасающие зверства красных кхмеров в Камбодже
Апофеоз войны. В. В. Верещагин, 1871 год. | Фото: cultinfo.ru.«Благодаря» современным СМИ и фильмам, обыватель довольно хорошо знаком с изображением смерти. Несмотря на это, картина Василия Верещагина «Апофеоз войны» все равно вызывает гнетущее чувство ...
90-летня бабушка расписывает дома в деревне, превращая её в музей под открытым небом
Агнешка Кашпаркова - художница, которая самостоятельно разрисовала дома в чешской деревне.Если вы уверены, что один человек не может изменить мир вокруг себя, то посмотрите на пример Агнешки Карпашковой из чешской деревни Лука. Этой мастерице уже 90 лет, ...
Вперёд в прошлое: 20 редких ретро-фотографий разных лет о жизни советских людей
Юрий Никулин играет в нарды. Баку, 1968 год.Сегодня аббревиатура СССР вызывает о кого-то раздражение, а у кого-то теплые ностальгические воспоминания. В этом обзоре собраны редкие фотографии из прошлого, на которых запечатлены знаковые события и интересные ...
Неземная красота Альп: 20 завораживающих пейзажей от фотографа, который нашёл в горах свододу
Красота и величие Альпийских гор.Роберто Бертеро – итальянский музыкант, который профессионально играет на органе, и фотограф, который любит снимать горы. «Альпы – это грация, свобода, приключения и тайны», - говорит он о своих путешествиях. А ещё Роберто ...
Петр Капица и Анна Крылова: Как сделать предложение великому физику и прожить счастливо 60 лет вопре
Петр Капица и Анна Крылова.Они прожили вместе почти 60 лет. В их жизни были времена взлетов и падения, была правительственная поддержка и длительный период опалы. Но Петр Капица и Анна Крылова, чтобы не происходило, всегда были вместе, они стояли плечом ...