Зомби существуют, но мутируют

Зомби существуют, но мутируют

Сегодня уже никто не вспоминает, что слово «зомби» пришло в массовую культуру с острова Гаити — именно так называли воскрешенных колдунами мертвецов, утративших волю и полностью подчиняющихся хозяину. В современной культуре границы этого образа порядком размылись. Зомби называют любых умертвий, которые передвигаются жутковатой походкой, утробно рычат и планомерно покрываются струпьями. В последнее время в кинематографе этот образ переживает интенсивные метаморфозы. «Газета.Ru» напоминает об истоках и анализирует нынешний статус живых мертвецов.

Медленные зомби

Началось все еще в 30-х, когда легендарный Бела Лугоши сыграл в «Белом зомби» — экранизации романа Уильяма Сибрука и первом зомби-хорроре в истории, который еще опирался на изначальную вудуистскую концепцию. Тема живых мертвецов тогда успеха не возымела и в современной истории отозвалась разве что названием первой группы шок-рокера (и выдающегося режиссера) Роба Зомби White Zombie.

По-настоящему коммерческий потенциал полуразложившихся гостей с того света раскрылся спустя три с лишним десятилетия — благодаря «Ночи живых мертвецов», первому фильму Джорджа Ромеро. Для американца зомби стали метафорой расизма, капитализма, общества потребления и т.д. Ярость и пыл, вложенные автором в этот образ, заразили зрителей, медленные зомби Ромеро стали хрестоматийным и наиболее частым способом изображения умертвий в кинематографе. Содержание этих героев с мертвыми мозгами, впрочем, менялось, а вернее сказать — нивелировалось. Уже в трилогии «Зловещие мертвецы» в конце 90-х зомби превратились просто в мистических и немного потешных противников главных героев.

Быстрые зомби

В 2002 году в прокат вышел фильм «28 дней спустя» Дэнни Бойла — самый яркий и популярный пример нового взгляда на зомби. Строго говоря, герои картины не совсем укладываются в это определение. Они жертвы вируса, что весьма характерно для фильмов нулевых, когда активно обсуждалась вероятность химического или ядерного апокалипсиса. Впрочем, в традиционном виде зомби тоже начали ускоряться. В первую очередь в ремейке ромеровского «Рассвета мертвецов» — режиссерском дебюте Зака Снайдера, в котором он разогнал ходячие трупы до реактивной скорости и полностью изменил стратегию и тактику выживания главных героев. Полностью новый тип умертвий пока не прижился, но и не потерялся — «быстрых» мертвецов последний раз мы видели в эпической «Мировой войне Z» (где речь, правда, тоже шла о вирусе»), которая сейчас дожидается сиквела.

Чувствительные зомби

Это скорее казус, но уж больно обаятельный. В 2013 году на экраны вышел фильм Джонатана Левина «Тепло наших тел» — экранизация подросткового бестселлера Айзека Мариона. Там речь шла о некой поразившей Землю чуме, под воздействием которой люди сначала умирали, а потом начинали бродить по свету в поисках теплой и кровавой пищи.

На деле же книга Мариона и фильм Левина — вариация на тему Ромео и Джульетты, в которой рассказ ведется от имени героя, переживающего смерть и новое рождение под воздействием большого и чистого чувства. Очевидно, что авторы позволили себе абсолютно святотатственное отступление от канона (мозг героя не мертв, у него сохранился «внутренний мир»), но сделали это настолько ловко, что ругать их за это рука не поднялась почти ни у кого из рецензентов.

Новые люди

Русское название выходящего на этой неделе в прокат фильма «Новая эра Z» спекулирует на мнимом родстве с «Мировой войной Z», а в оригинале имеет заглавие «Та, что приносит дары» и родословную свою ведет от другого выдающегося образца жанра — романа Ричарда Мэтисона «Я — легенда» и (в гораздо меньшей степени) его экранизации с Уиллом Смитом. Строго говоря, у Мэтисона речь шла вообще не про зомби.

Умертвия, с которыми сражался герой книги, во-первых, появились в результате заражения вирусом, а во-вторых, куда больше по родовым признакам напоминали вампиров. Однако принцип их существования был вполне ромеровским — бездумное, основанное на инстинктах пожирание выживших. Мэтисон стал одним из первых, кто предположил, что монстры могут быть не катаклизмом, нуждающемся в устранении, а новой ступенью эволюции.

Примерно на тех же позициях стоят и авторы «Новой эры». Ее героиня — вежливая девочка Мелани, влюбленная в мифы Древней Греции, но, увы, инфицированная грибком, который превратил в зомби население планеты. Несмотря на острые зубы и кусательный рефлекс, Мелани — однозначная героиня, способная так или иначе если не примирить, то устроить плавный переход из одной формации в другую. Ну а ассистируют ей в этом блистательные взрослые — Джемма Артертон, Пэдди Консидайн и Гленн Клоуз.

14:31

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Последние статьи
Мужчина пригласил детей-попрошаек в ресторан, и реакция заведения его сильно удивила
Ахилеш Кумар - мужчина с благородным сердцем.Даже обычный ужин может стать тем знаковым событием, которое навсегда изменит отношение к жизни и окружающим людям. В подлинность истории, которая приключилась с Ахилешем Кумаром однажды вечером в ресторане, ...
5 лет без Марины Голуб: Роковые совпадения, которые привели к трагической	 гибели известной актрисы
Актриса театра и кино Марина Голуб. Фото Алексея Никишина | Фото: kino-teatr.ru10 октября 2012 г., не дожив двух месяцев до 55-летнего юбилея, ушла из жизни замечательная актриса театра и кино, телеведущая, заслуженная артистка России, народная любимица ...
Материнский подвиг: Чтобы спасти своего третьего ребенка, женщине пришлось рожать при свете телефона
Клейр пришлось рожать при свете от телефона.Мамы готовы для спасения своих малышей абсолютно на всё. Когда приближаются роды каждая женщина надеется что муж поддержит морально, а медицинский персонал сделает всё возможное для обеспечения безопасности ...
Как русский живописец Василий Верещагин предсказал ужасающие зверства красных кхмеров в Камбодже
Апофеоз войны. В. В. Верещагин, 1871 год. | Фото: cultinfo.ru.«Благодаря» современным СМИ и фильмам, обыватель довольно хорошо знаком с изображением смерти. Несмотря на это, картина Василия Верещагина «Апофеоз войны» все равно вызывает гнетущее чувство ...
90-летня бабушка расписывает дома в деревне, превращая её в музей под открытым небом
Агнешка Кашпаркова - художница, которая самостоятельно разрисовала дома в чешской деревне.Если вы уверены, что один человек не может изменить мир вокруг себя, то посмотрите на пример Агнешки Карпашковой из чешской деревни Лука. Этой мастерице уже 90 лет, ...
Вперёд в прошлое: 20 редких ретро-фотографий разных лет о жизни советских людей
Юрий Никулин играет в нарды. Баку, 1968 год.Сегодня аббревиатура СССР вызывает о кого-то раздражение, а у кого-то теплые ностальгические воспоминания. В этом обзоре собраны редкие фотографии из прошлого, на которых запечатлены знаковые события и интересные ...
Неземная красота Альп: 20 завораживающих пейзажей от фотографа, который нашёл в горах свододу
Красота и величие Альпийских гор.Роберто Бертеро – итальянский музыкант, который профессионально играет на органе, и фотограф, который любит снимать горы. «Альпы – это грация, свобода, приключения и тайны», - говорит он о своих путешествиях. А ещё Роберто ...
Петр Капица и Анна Крылова: Как сделать предложение великому физику и прожить счастливо 60 лет вопре
Петр Капица и Анна Крылова.Они прожили вместе почти 60 лет. В их жизни были времена взлетов и падения, была правительственная поддержка и длительный период опалы. Но Петр Капица и Анна Крылова, чтобы не происходило, всегда были вместе, они стояли плечом ...