Вот такая «Демократия»

Вот такая «Демократия»

Британский драматург Майкл Фрейн, написавший пьесу «Демократия», хорошо известен в России. Только в Москве, например, поставлены и «Копенгаген» (МХТ им. А.П.Чехова), и «Шум за сценой» (Театр Моссовета). «Демократия», как и «Копенгаген», обращена к реальным историческим фактам и подлинным личностям, хотя, разумеется, изрядная доля вымысла в них присутствует. В центре нынешней пьесы легендарный канцлер ФРГ Вилли Брандт и связанный с ним, едва ли не самый громкий в мире шпионский скандал. Собственно, Брандт и его личный референт Гюнтер Гийом, на деле оказавшийся агентом Штази, тайной полиции ГДР, и есть главные герои этой театральной истории.

Пьеса, с успехом сыгранная в Лондоне и на Бродвее, самим своим названием щекочет нервы, в первую очередь, российского зрителя и выходит на наши подмостки весьма кстати.

Зал, скажем, живо реагирует на слово «либерал», и вообще, историческая фигура политического деятеля, ухитрившегося притушить холодную войну, ввести в политическую привычку диалог, стремление выслушать, принять и примирить, казалось бы, непримиримых оппонентов должна сейчас вызывать серьезный интерес.

В этой связи худрук Российского молодежного театра не впервые выбирает материал, не сказать чтобы прямо, на злобу дня, а скорее — «на вырост». Но отправная точка такого предполагаемого роста – сегодняшнее состояние умов, сугубо нынешний общественный расклад. Так было с трилогией Тома Стоппарда «Берег утопии», посвященной русским революционным мыслителям ХIХ века, с «Нюрнбергом» Эбби Манна и его острой общественно-нравственной дилеммой. «Демократия» — третье путешествие в том же направлении.

В интервью перед премьерой режиссер Алексей Бородин назвал свой нынешний спектакль «Берег утопии-5», имея в виду три части по Стоппарду и сочинение Э.Манна. На самом же деле театр вновь исследует личность, одержимую социальной утопией. В случае с Вилли Брандтом этой личности многое удалось осуществить, возможно, даже совершить невероятное: повернуть две трагически разделенные половины одной нации, ГДР и ФРГ лицами друг другу, «утеплить» отношения с Советским Союзом…

Увы, утопии последовательно терпят крах. И также последовательно рождаются заново, ибо, не будь их, мир, вероятно, сгинул бы в тартарары.

Спектакль РАМТа, целиком «мужской», ибо в пьесе нет ни одной женской роли, разворачивается стремительно. На почти пустой сцене (художник Станислав Бенедиктов) в безликих стеклянных боксах с вращающимися дверями быстро появляются и исчезают герои, чьи имена почти сплошь известны всему сознательному населению страны: Гельмут Шмидт, Ганс-Дитрих Геншер, Хорст Эмке…

Никакого портретного сходства при этом не предусмотрено, схвачен лишь общий, как бы сейчас сказали, «офисный» стиль: пиджаки-брюки-галстуки-портфели. Тем интереснее на контрасте следить за разворачивающейся шпионской интригой. Но еще интереснее – за линией человеческих взаимоотношений, ибо режиссер Бородин, как всегда, сосредоточивает внимание именно на человеческой составляющей рассказанной истории.

Вилли Брандта играет Илья Исаев, Гийома — Петр Красилов. Первый могуч телесно, сдержан и достаточно закрыт. Второй — откровенно суетлив и ребячлив. Казалось бы, этот Гийом никак не может вызвать у искушенного политика ни крупицы доверия. И в спектакле не раз возникают моменты, когда Брандт-Исаев ясно дает понять: все ему все про этого референта хорошо известно. Однако никаких действий канцлер не предпринимает.

Разворачивается весьма увлекательная интрига чисто психологического свойства. Ведущий повествование от собственного имени Гийом-Красилов мечется между канцлером, под обаяние личности которого явно успел подпасть, и долгом агента госбезопасности ГДР. Его «работодатель», полковник Штази Арно Кречман (Андрей Бажин) маячит тут же, бывает, просто стоит между Брандтом и его референтом, невидимый, но работающий, не смыкая глаз. Компания членов правящей партии СДПГ бодро готовится к очередным выборам. А выиграв их, дружески пьет любимое красное вино и затем, разбившись на однополые пары (время женщин в политике было еще впереди), легкомысленно кружится в вальсе. Эта сцена откровенно смешна, но есть в ней легкий привкус абсурда и горькое предчувствие.

Такие чисто театральные «восклицательные знаки» возникают в спектакле не раз. Один из них: медленное и почти фантастическое, будто во сне, шествие правительственной делегации ФРГ по помосту, врезанному в зал: первый визит на половину, отсеченную берлинской стеной. Все заканчивается тем же, что и произошло в действительности. Однако Брандт и Гийом успели не только услышать друг друга, но глубоко оценить и душевно привязаться. Чужие с точки зрения государственных интересов оказались здесь своими на человеческом уровне, свои же – наоборот.

Так процесс «глобального потепления» на политической арене уперся в сугубо человеческий фактор.

А само слово «демократия», привычно понимаемое как конкретный политический режим, решительно съехало в сферу непостижимых человеческих коммуникаций. Вот такая произошла театральная инверсия смысла. Утопия, конечно. Впрочем, для театра она вполне простительна.

15:38

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Последние статьи
Мужчина пригласил детей-попрошаек в ресторан, и реакция заведения его сильно удивила
Ахилеш Кумар - мужчина с благородным сердцем.Даже обычный ужин может стать тем знаковым событием, которое навсегда изменит отношение к жизни и окружающим людям. В подлинность истории, которая приключилась с Ахилешем Кумаром однажды вечером в ресторане, ...
5 лет без Марины Голуб: Роковые совпадения, которые привели к трагической	 гибели известной актрисы
Актриса театра и кино Марина Голуб. Фото Алексея Никишина | Фото: kino-teatr.ru10 октября 2012 г., не дожив двух месяцев до 55-летнего юбилея, ушла из жизни замечательная актриса театра и кино, телеведущая, заслуженная артистка России, народная любимица ...
Материнский подвиг: Чтобы спасти своего третьего ребенка, женщине пришлось рожать при свете телефона
Клейр пришлось рожать при свете от телефона.Мамы готовы для спасения своих малышей абсолютно на всё. Когда приближаются роды каждая женщина надеется что муж поддержит морально, а медицинский персонал сделает всё возможное для обеспечения безопасности ...
Как русский живописец Василий Верещагин предсказал ужасающие зверства красных кхмеров в Камбодже
Апофеоз войны. В. В. Верещагин, 1871 год. | Фото: cultinfo.ru.«Благодаря» современным СМИ и фильмам, обыватель довольно хорошо знаком с изображением смерти. Несмотря на это, картина Василия Верещагина «Апофеоз войны» все равно вызывает гнетущее чувство ...
90-летня бабушка расписывает дома в деревне, превращая её в музей под открытым небом
Агнешка Кашпаркова - художница, которая самостоятельно разрисовала дома в чешской деревне.Если вы уверены, что один человек не может изменить мир вокруг себя, то посмотрите на пример Агнешки Карпашковой из чешской деревни Лука. Этой мастерице уже 90 лет, ...
Вперёд в прошлое: 20 редких ретро-фотографий разных лет о жизни советских людей
Юрий Никулин играет в нарды. Баку, 1968 год.Сегодня аббревиатура СССР вызывает о кого-то раздражение, а у кого-то теплые ностальгические воспоминания. В этом обзоре собраны редкие фотографии из прошлого, на которых запечатлены знаковые события и интересные ...
Неземная красота Альп: 20 завораживающих пейзажей от фотографа, который нашёл в горах свододу
Красота и величие Альпийских гор.Роберто Бертеро – итальянский музыкант, который профессионально играет на органе, и фотограф, который любит снимать горы. «Альпы – это грация, свобода, приключения и тайны», - говорит он о своих путешествиях. А ещё Роберто ...
Петр Капица и Анна Крылова: Как сделать предложение великому физику и прожить счастливо 60 лет вопре
Петр Капица и Анна Крылова.Они прожили вместе почти 60 лет. В их жизни были времена взлетов и падения, была правительственная поддержка и длительный период опалы. Но Петр Капица и Анна Крылова, чтобы не происходило, всегда были вместе, они стояли плечом ...